Янв
12
2010

Жизнь российской игровой индустрии под вопросом?

Все высокотехнологичные отрасли испытали на себе негативное влияние мирового кризиса. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но абсолютно все почувствовали на себе цепкие лапы финансовых затруднений. И особенно это коснулось тех видов бизнеса, которые являются в финансовом плане высокозатратными – IT-индустрии. Влияние кризиса на этот рынок велик и разнообразен, и ситуация остается неоднозначной. Если кто-то уже начал оправляться от давления кризисной обстановки, то многие до сих пор остаются в упадке.



Если рассматривать США, где этот сегмент рынка наиболее развит, то там рынок IT начал падать еще в феврале 2009. Это падение в первую очередь затронуло рынок ПК, игровых приставок, и игр. За первые полгода его сокращение достигло 14%, что в абсолютной величине равно более чем 8 миллиардам долларов. Если сравнивать летние показатели, то по сравнению с минувшим годом, в июле 2009 года падение составило 849 млн. долларов, что составляет 29%. Игры стали менее интересны, падение спроса на них составило 26%. Август не стал исключением, и традиционного возрастания продаж не последовало. Консоли стали продаваться еще на16% хуже по сравнению с минувшим годом, что в стоимостном выражении вылилось в падение на миллиард долларов. Продажи игрушек сократились на полмиллиарда долларов, на 15% меньше, чем год назад. Вроде бы в сентябре ситуация стала исправляться — рост продаж составил от 1 до 5% в разных сегментах рынка, но это не идет ни в какое сравнение с увеличением продаж в прошлом году — показатели все равно остаются низкими.

Если сравнивать российский и американский игровой рынок, то различия между ними громадное. На американском рынке главное внимание приковано к консолям — Microsoft Xbox 360, Sony PS3, Ninendo Wii. Эти приставки занимают 80% рынка, равно как и игры для них. Российский же игровой рынок полностью поглощен ПК, и вся игровая индустрия держит равнение именно на игры для ПК. Продажи игр для консолей и ПК на российском рынке можно соотнести, как один к пяти. Специалисты полагают, что виной такого положения являются пираты, которые в основном тиражируют игры для ПК, так как для приставок этот процесс более трудоемкий. Скажем, для Sony PS3 пиратских копий игр пока не существует. С другой стороны цена на лицензионные игры для ПК вплотную приблизилась к цене на пиратские диски, в то время, как цена на лицензионные игры для приставок остается довольно высокой. И это уже не говоря о том, что большую часть игр можно скачать в интернете, что еще больше удешевляет их. Так же большое значение имеет и цена на консоли. Не каждый может в России отдать 500-600 долларов за приставку, если можно примерно за те же деньги купить компьютер. Впрочем, эта ситуация стала в последнее время меняться — цены на консоли немного упали, а мощности существенно возросли. Теперь приставка — это не просто машина для игр, но и развлекательный мультимедийный центр с выходом в интернет. Об улучшении ситуации на рынке консолей говорит тот факт, что повсеместно стали появляться фанклубы.

Есть еще одно принципиальное отличие российской игровой индустрии — большинство игр создаются на Западе, когда как отечественные игровые компании занимаются всего лишь переводом уже существующих. Понятно, что при таком подходе российский игровой рынок лицензионных продуктов не имел большого развития до кризиса, и на российских прилавках вовсю господствовала пиратская торговля. А что происходит сейчас? Основные игроки российского рынка лицензионных продуктов мягко уклоняются от комментариев по этому поводу. И понять их можно – источники, вызывающие доверие, сообщают, что игры, разработанные отечественными компаниями, которые и без кризиса имели довольно низкие продажи, сейчас же упали почти в 50 раз. Но как заявляют сами сотрудники российских игровых компаний, кризис если и имел свое влияние на падение продаж, то не впрямую, а косвенно, являясь катализатором падения спроса, а не причиной. Если несколько лет назад все гордились игрой, написанной в нашей стране, и появление каждой из них вызывало настоящий ажиотаж, не смотря на довольно низкое качество самой игры, то сейчас этого уже не происходит. Раньше игроки мало понимали, что пишется в импортной игре, поэтому появление любой игры полностью на русском языке и с профессиональной озвучкой, даже и не очень удачной, воспринималось ими очень положительно. Такой игрок отдаст предпочтение не самой известной, за то отечественной игре, чем модной, но непонятной зарубежной. Это и создало ложное представление об игровом бизнесе. Казалось бы, зачем утруждать себя, если можно нанять студентов-программистов и непрофессиональных актеров для озвучки, ведь и так купят? Такой подход работал до тех пор, пока не появились качественные локализации импортных игр, сделанные профессионалами. Патриотический подъем, свойственный первым десятилетиям после перестройки, прошел, и на смену непрофессионализма и халявы пришли жесткие рыночные законы. Однако не все это заметили — отсюда и столько до сих пор некачественных бета-версий игр, к которым потом выпускаются десятки патчей. К тому же игровые компании в первое время появления на российском рынке, совершенно не учитывали рынок приставок. Консольные игры были просто игнорированы долгое время, что и сказалось в итоге на расстановке сил. Писать консольные игры трудно, требования заказчиков довольно жесткие, сроки точные, требования к качеству очень высокие. Поэтому отечественные производители игр предпочитали выпускать весьма несложных и очень некачественных игр, чем прикладывать усилия к созданию консольных игр мирового уровня.
В итоге, как результат действия всех этих факторов, мы получили гигантское падение продаж на рынке игр. У многих вообще не остается уверенности, что отечественные игры будут в дальнейшем пользоваться популярностью — серьезные разработчики давно работают на западных инвесторов, а те, кто остался, не могут с ними конкурировать. Выходить же на рынок консольных игр никто из отечественных разработчиков не торопится. Там вообще складывается парадоксальная ситуация: появились фирмы, чьи сотрудники в чемоданах возят консольные игры из-за границы. А покупатели не брезгуют зарубежными играми — уж лучше поиграть сейчас в английский вариант игры, чем ждать целый год, пока отечественные компании разродятся качественным переводом. Особенно это заметно среди фанов Xbox и PS3.

Но все же бывают и исключения из правил. Например игра «Ил-2 Штурмовик: Крылатые хищники», разработанная для Xbox 360 и PlayStation 3 российской компанией Gaijin Entertainment в Англии сейчас занимает третье место по популярности среди авиасимуляторов для PlayStation 3. Однако один случай только подтверждает правило: в отечественных магазина как не было российских игр для консольных приставок, так и нет.

Так же на рынок игр влияет и низкая зарплата в этой отрасли. Отечественные программисты, работающие над развитием игровой индустрии, зарабатывают в полтора-два раза меньше своих коллег, занятых в другом бизнесе. Но ведь процесс создания игр довольно сложен, и профессионалы в этой области особо ценятся на рынке. Многие, глядя на это, считают, что развитие нашей игровой индустрии пошло неправильно с самого начала, и теперь даже экспансия консолей на рынок не может повлиять на ситуацию. И подтверждением жалкого положения отечественной игровой индустрии является так сильно разрекламированная выставка «Игромир», которая прошла практически при пустых витринах.





Похожие записи:

Нет комментариев »

RSS-лента комментариев к этой записи. ТрэкБэк URL


Комментировать:

Гаджеты. Девайсы. Новинки техники. Hi-Tech.


Анонсы статей | Карта сайта | Copyright © NeoGadget.ru 2009 - 2017 г.